Собор, поддерживающий небо
Санкт-Петербург/
22.11.2019 в 16:29
/ АВТОР: ВАДИМ ДРОЗДОВ
Силуэт Смольного собора – один из самых узнаваемых в Петербурге. Этот храм можно назвать памятником целой эпохе в буквальном смысле этого слова, поскольку его строительство растянулось почти на столетие.
Началось все с того, что императрица Елизавета Петровна решила построить VIP-монастырь. Статус обители определяло желание государыни в конце жизни стать ее настоятельницей. Для Елизаветы Петровны здесь были предусмотрены отдельные апартаменты. А для 120 девиц-сирот из благородных семейств, пожелавших «проводить жизнь в уединении и благочестии», оборудовались «кельи» уровня люкс: в каждой из них находились комнаты для размещения персональной прислуги и персональной кухни.
Место для строительства монастыря было выбрано не случайно. Здесь, на живописном берегу Невы, рядом со Смоляным двором, в начале VIII века стоял летний дворец. В нем прошли детские и юношеские годы Елизаветы Петровны. Поэтому дворец в те времена называли как Смольным («Смольный дом»), так и Девичьим. В годы правления Анны Иоанновны за «Дщерью Петровой» в Смольном зорко следил Бирон: чтобы чего-доброго не решилась на организацию заговора своенравная цесаревна.
В этом предместье столицы все было мило сердцу Елизаветы Петровны. Поэтому когда заговор все же состоялся, приведя ее к власти, то именно здесь она и решила провести остаток своих дней.
К строительству обители приступили в 1748 году - через 4 года после пожара, уничтожившего Смольный дом. Новый монастырь получил название Воскресенский Новодевичий, однако, в народе его также нарекли Смольным. Активную застройку монастырской территории, которая длилась 9 лет, приостановила Семилетняя война, опустошившая казну. А на рубеже 1761-1762 годов скончалась и сама императрица. Елизавета Петровна оставила в гардеробе 15 000 платьев, но так и не успела примерить на себя монашеское облачение.
После этого в истории Смольного монастыря началась черная полоса. Всего полгода спустя, свергнув законного наследника Елизаветы Петровны - Петра Третьего - к власти пришла Екатерина Вторая. Новая императрица собиралась жить долго, в монастырь со своими фаворитами удаляться не планировала, поэтому развивать VIP-обитель сочла нецелесообразным, а стройку заморозила на десятилетия. Тем самым Екатерина Вторая превратила главную доминанту монастырского комплекса - Смольный собор - в символ долгостроя Петербурга. (К этому времени храм снаружи хоть и выглядел почти достроенным, но внутри вообще не имел никакой отделки).
Сам же проект монастыря, разработанный придворным архитектором Елизаветы Петровны, Франческо Бартоломео Растрелли, можно назвать шедевром. Примечательно, что в процессе проектирования императрица полностью поменяла техническое задание. Изначально Растрелли задумывал Смольный собор однокупольным, "по римскому маниру". Но затем получил высочайшее требование переработать его в традиционном для православия пятиглавом исполнении, взяв за ориентир Успенский собор Московского кремля. И великий Растрелли справился! Причем так, что другой гениальный архитектор - Джакомо Кваренги, отвергавший стилистику барокко, в которой отстроен собор, в буквальном смысле преклонялся перед проектом предшественника. Говорят, каждый раз, проходя мимо, он поворачивался в сторону Смольного, снимал шляпу и по-итальянски произносил: "Ecco una chiesa! («Вот это храм!»).
Однако все же полностью проект Растрелли реализован не был: не нашлось денег на 170-метровую колокольню. В музее Петербургской Академии Художеств находится авторский макет проекта с колокольней. Глядя на него, понимаешь, что если бы эта доминанта – на тот момент самая высокая в нашей стране - была создана, то весь монастырский комплекс воспринимался бы совсем по-другому.
Что касается Екатерины Второй, то пустовать монастырским стенам она не дала, разместив здесь Смольное Воспитательное общество благородных девиц – первое в нашей стране учебное заведение, где девушки-аристократки могли получать блестящее светское образование. Именно на его базе затем был создан Смольный институт, для которого уже Кваренги отстроил специализированное здание. (То самое, в котором Ильич руководил революцией, а нынешний губернатор разводит «чиновничий планктон»).
Сам же собор получил внутреннее убранство только в эпоху Николая Первого, который доверил это сделать В. П. Стасову. После освящения собора в 1835 году император повелел назвать его Собором всех учебных заведений, в память о своей матери, императрице Марии Федоровне, уделявшей много времени благотворительности и воспитанию молодежи.
Поле закрытия храма в 1923 году, он долго использовался не по назначению. Здесь был и склад, и музей, и концертный зал. Но в 2016 году собор вновь вернули Русской Православной Церкви. Колокол у Смольного собора теперь тоже есть – 10-тонный, отлитый в Воронеже. Он пока стоит на земле. И с земли призывает на службы в этот величественный храм, упирающийся золотыми куполами в низкое петербургское небо.
Началось все с того, что императрица Елизавета Петровна решила построить VIP-монастырь. Статус обители определяло желание государыни в конце жизни стать ее настоятельницей. Для Елизаветы Петровны здесь были предусмотрены отдельные апартаменты. А для 120 девиц-сирот из благородных семейств, пожелавших «проводить жизнь в уединении и благочестии», оборудовались «кельи» уровня люкс: в каждой из них находились комнаты для размещения персональной прислуги и персональной кухни.
Место для строительства монастыря было выбрано не случайно. Здесь, на живописном берегу Невы, рядом со Смоляным двором, в начале VIII века стоял летний дворец. В нем прошли детские и юношеские годы Елизаветы Петровны. Поэтому дворец в те времена называли как Смольным («Смольный дом»), так и Девичьим. В годы правления Анны Иоанновны за «Дщерью Петровой» в Смольном зорко следил Бирон: чтобы чего-доброго не решилась на организацию заговора своенравная цесаревна.
В этом предместье столицы все было мило сердцу Елизаветы Петровны. Поэтому когда заговор все же состоялся, приведя ее к власти, то именно здесь она и решила провести остаток своих дней.
К строительству обители приступили в 1748 году - через 4 года после пожара, уничтожившего Смольный дом. Новый монастырь получил название Воскресенский Новодевичий, однако, в народе его также нарекли Смольным. Активную застройку монастырской территории, которая длилась 9 лет, приостановила Семилетняя война, опустошившая казну. А на рубеже 1761-1762 годов скончалась и сама императрица. Елизавета Петровна оставила в гардеробе 15 000 платьев, но так и не успела примерить на себя монашеское облачение.
После этого в истории Смольного монастыря началась черная полоса. Всего полгода спустя, свергнув законного наследника Елизаветы Петровны - Петра Третьего - к власти пришла Екатерина Вторая. Новая императрица собиралась жить долго, в монастырь со своими фаворитами удаляться не планировала, поэтому развивать VIP-обитель сочла нецелесообразным, а стройку заморозила на десятилетия. Тем самым Екатерина Вторая превратила главную доминанту монастырского комплекса - Смольный собор - в символ долгостроя Петербурга. (К этому времени храм снаружи хоть и выглядел почти достроенным, но внутри вообще не имел никакой отделки).
Сам же проект монастыря, разработанный придворным архитектором Елизаветы Петровны, Франческо Бартоломео Растрелли, можно назвать шедевром. Примечательно, что в процессе проектирования императрица полностью поменяла техническое задание. Изначально Растрелли задумывал Смольный собор однокупольным, "по римскому маниру". Но затем получил высочайшее требование переработать его в традиционном для православия пятиглавом исполнении, взяв за ориентир Успенский собор Московского кремля. И великий Растрелли справился! Причем так, что другой гениальный архитектор - Джакомо Кваренги, отвергавший стилистику барокко, в которой отстроен собор, в буквальном смысле преклонялся перед проектом предшественника. Говорят, каждый раз, проходя мимо, он поворачивался в сторону Смольного, снимал шляпу и по-итальянски произносил: "Ecco una chiesa! («Вот это храм!»).
Однако все же полностью проект Растрелли реализован не был: не нашлось денег на 170-метровую колокольню. В музее Петербургской Академии Художеств находится авторский макет проекта с колокольней. Глядя на него, понимаешь, что если бы эта доминанта – на тот момент самая высокая в нашей стране - была создана, то весь монастырский комплекс воспринимался бы совсем по-другому.
Что касается Екатерины Второй, то пустовать монастырским стенам она не дала, разместив здесь Смольное Воспитательное общество благородных девиц – первое в нашей стране учебное заведение, где девушки-аристократки могли получать блестящее светское образование. Именно на его базе затем был создан Смольный институт, для которого уже Кваренги отстроил специализированное здание. (То самое, в котором Ильич руководил революцией, а нынешний губернатор разводит «чиновничий планктон»).
Сам же собор получил внутреннее убранство только в эпоху Николая Первого, который доверил это сделать В. П. Стасову. После освящения собора в 1835 году император повелел назвать его Собором всех учебных заведений, в память о своей матери, императрице Марии Федоровне, уделявшей много времени благотворительности и воспитанию молодежи.
Поле закрытия храма в 1923 году, он долго использовался не по назначению. Здесь был и склад, и музей, и концертный зал. Но в 2016 году собор вновь вернули Русской Православной Церкви. Колокол у Смольного собора теперь тоже есть – 10-тонный, отлитый в Воронеже. Он пока стоит на земле. И с земли призывает на службы в этот величественный храм, упирающийся золотыми куполами в низкое петербургское небо.
К экскурсии:
Смольный собор можно увидеть в рамках моих обзорных индивидуальных автомобильных экскурсий по Петербургу.