Дитя моды Пандора
Быт и нравы/
16.01.2020 в 22:35
/ АВТОР: ВАДИМ ДРОЗДОВ
"Vogue", "Cosmopolitan", "Marie Claire", "Elle", "Burda", "Harper`s Bazaar" – эти журналы сегодня являются путеводными звездами на небосклоне моды. А теперь представьте, что в прежние времена всех их заменяла изображенная на фотографии кукла по имени Пандора.
Как информацию о модных трендах сделать доступной конечному потребителю? Этим вопросом были озадачены еще жительницы Древнего Рима. Для них и были придуманы первые куклы-манекены, выполненные из глины. Их одевали в модные наряды, доставляли в самые дальние уголки империи и демонстрировали целевой аудитории в качестве эталона стиля.
В Средние века людям было особо не до гламура, поэтому о куклах-модницах в Европе вспомнили только в эпоху Возрождения - в XIV веке. А уже в XVII веке из Франции в модную индустрию пришло новое поколение манекенов, выполненных на высочайшем профессиональном уровне, которые и получили название Пандоры.
Эти куклы изготавливались из дерева, конечности у них были подвижными, а ноги к тому же еще сгибались в коленях. К изготовлению плечей Пандор подходили с особой тщательностью, выполняя их из мягкой льняной ткани или тонкой, хорошо выделанной кожи. Нарисованное лицо игрушечных модниц могли украшать стеклянные глаза. Пандоры имели окрашенные волосы, шерстяные или льняные парики.
Название куклам было выбрано отнюдь не случайно. Пандора, согласно греческой мифологии, - первая женщина, порожденная богами по велению Зевса, которая "была создана в наказание людям" за похищение Прометеем огня с Олимпа. Именно она, по любопытству натуры, открыла хранящийся у мужа сосуд (более известный в народе как ящик), из которого на Землю и обрушились все несчастья и беды. А на дне ящика Пандоры, под захлопнутой крышкой, как известно, осталась лишь одна надежда.
Пандоры-куклы также легко и быстро могли вскрывать кошельки и сундуки с золотом и обрушивать на семьи финансовые несчастья. Их изготовление в XVII - XVIII веках было поставлено в Европе на широкую ногу. Куклы часто делались в человеческий рост. Пандор выставляли в своих витринах портные, их приобретали богатые заказчицы.
При этом, обладающая состоянием модница, как правило, покупала сразу две куклы. На одной из них - Большой Пандоре (или Гранд Пандоре) - демонстрировалось парадное платье, а на второй – Малой Пандоре – домашний наряд.
В эпоху рококо в XVIII веке "маркетологи от fashion-индустрии" хлеб ели не зря. К каждой модели Пандоры разрабатывалась широкая линейка нарядов и аксессуаров и даже духи.
Появление Пандор в городах становилось важнейшим событием для местной общественности. К примеру, в Венеции прибывавшие из Парижа «деревянные модницы» выставлялись на всеобщее обозрение на знаменитой площади Сан-Марко.
Куклы даже влияли на политику. Так, во время войны за Испанское наследство 1701-1714 годов враждующие стороны – Англия и Франция - договорились о беспрепятственном продвижении модных товаров по прифронтовой территории. Известны случаи приостановки военных сражений для обеспечения транзита Пандор, передвигавшихся по странам Европы с почетным эскортом.
С начала XVIII века европейские модные тренды проникли в Россию и, естественно, нашли у нас огромное количество почитательниц, в том числе среди августейших особ.
Одной из них была Елизавета Петровна, которая, как известно, никогда не надевала наряд дважды. После кончины императрицы в ее гардеробе насчитали 15 000 платьев.
Большой модницей была и супруга Павла Первого – Мария Федоровна. Еще в великокняжеские времена, во время путешествия по Европе, она познакомилась со знаменитой французской модисткой Роз Бертен. Организовала их встречу французская королева Мария-Антуанетта, которую Роз Бертен обшивала в течение двух десятилетий.
Эта королевская модистка, получившая прозвище «министр моды», сделала Парижу славу центра стиля и красоты, став, по сути, первым кутюрье в современном понимании этого слова. Роз Бертен не только придумывала уникальные вычурные наряды, но и вместе с королевским парикмахером экспериментировала со сложнейшими прическами, которые выполнялись даже в виде парусных кораблей.
Примечательно, что Мария Федоровна, оказавшись в центре мировой моды, не посрамила чести российского Двора. В Версале она не только на равных соперничала с французской королевой блеском бриллиантов, но и на ужине во дворце «Малый Трианон» поразила искушенных французских придворных уникальной прической. Ее волосы украсила птичка из драгоценных камней, покачивающаяся при каждом движении головы и склоняющаяся над живой розой, помещенной в маленькую бутылочку с водой.
Посетив салон Роз Бертен, Мария Федоровна не удержалась и заказала у нее целый гардероб. Во время европейского турне великий князь Павел Петрович с супругой не особо ограничивали себя в расходах, а их огромные счета отправлялись на оплату Екатерине Второй. Это вызвало недовольство императрицы, и в итоге она чисто по-женски наказала Марию Федоровну. Когда великокняжеская пара вернулась в Петербург, то выяснилось, что надеть при дворе роскошные французские наряды Мария Федоровна не сможет: Екатерина Вторая объявила их вне закона, введя в употребление платья "на русский манер" с откидными рукавами. К тому же, часть счетов великой княгини на модные наряды императрица так и не оплатила.
Роз Бертен активно продвигала свою продукцию, поэтому Пандор ей приходилось изготавливать в большом количестве. Считается, что изображенная на фотографии кукла также вышла из ее мастерской. Возможно даже, что эту Пандору Мария Федоровна привезла с собой из Парижа.
Примечательно, что платье, представленное на кукле-манекене, тоже уникальное. После восхождения на престол, Павел Первый реабилитировал этот наряд и сделал его (уж не в пику ли матушке?) официальным костюмом Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины.
Пандоры, как в России, так и в Европе, имели долгую жизнь. После того, как представляемые ими наряды выходили из моды, они зачастую становились детскими игрушками, их передавали по наследству. Эту знаменитую Пандору Мария Федоровна завещала Гатчинскому дворцу, где она и хранится до сих пор.
Как информацию о модных трендах сделать доступной конечному потребителю? Этим вопросом были озадачены еще жительницы Древнего Рима. Для них и были придуманы первые куклы-манекены, выполненные из глины. Их одевали в модные наряды, доставляли в самые дальние уголки империи и демонстрировали целевой аудитории в качестве эталона стиля.
В Средние века людям было особо не до гламура, поэтому о куклах-модницах в Европе вспомнили только в эпоху Возрождения - в XIV веке. А уже в XVII веке из Франции в модную индустрию пришло новое поколение манекенов, выполненных на высочайшем профессиональном уровне, которые и получили название Пандоры.
Эти куклы изготавливались из дерева, конечности у них были подвижными, а ноги к тому же еще сгибались в коленях. К изготовлению плечей Пандор подходили с особой тщательностью, выполняя их из мягкой льняной ткани или тонкой, хорошо выделанной кожи. Нарисованное лицо игрушечных модниц могли украшать стеклянные глаза. Пандоры имели окрашенные волосы, шерстяные или льняные парики.
Название куклам было выбрано отнюдь не случайно. Пандора, согласно греческой мифологии, - первая женщина, порожденная богами по велению Зевса, которая "была создана в наказание людям" за похищение Прометеем огня с Олимпа. Именно она, по любопытству натуры, открыла хранящийся у мужа сосуд (более известный в народе как ящик), из которого на Землю и обрушились все несчастья и беды. А на дне ящика Пандоры, под захлопнутой крышкой, как известно, осталась лишь одна надежда.
Пандоры-куклы также легко и быстро могли вскрывать кошельки и сундуки с золотом и обрушивать на семьи финансовые несчастья. Их изготовление в XVII - XVIII веках было поставлено в Европе на широкую ногу. Куклы часто делались в человеческий рост. Пандор выставляли в своих витринах портные, их приобретали богатые заказчицы.
При этом, обладающая состоянием модница, как правило, покупала сразу две куклы. На одной из них - Большой Пандоре (или Гранд Пандоре) - демонстрировалось парадное платье, а на второй – Малой Пандоре – домашний наряд.
В эпоху рококо в XVIII веке "маркетологи от fashion-индустрии" хлеб ели не зря. К каждой модели Пандоры разрабатывалась широкая линейка нарядов и аксессуаров и даже духи.
Появление Пандор в городах становилось важнейшим событием для местной общественности. К примеру, в Венеции прибывавшие из Парижа «деревянные модницы» выставлялись на всеобщее обозрение на знаменитой площади Сан-Марко.
Куклы даже влияли на политику. Так, во время войны за Испанское наследство 1701-1714 годов враждующие стороны – Англия и Франция - договорились о беспрепятственном продвижении модных товаров по прифронтовой территории. Известны случаи приостановки военных сражений для обеспечения транзита Пандор, передвигавшихся по странам Европы с почетным эскортом.
С начала XVIII века европейские модные тренды проникли в Россию и, естественно, нашли у нас огромное количество почитательниц, в том числе среди августейших особ.
Одной из них была Елизавета Петровна, которая, как известно, никогда не надевала наряд дважды. После кончины императрицы в ее гардеробе насчитали 15 000 платьев.
Большой модницей была и супруга Павла Первого – Мария Федоровна. Еще в великокняжеские времена, во время путешествия по Европе, она познакомилась со знаменитой французской модисткой Роз Бертен. Организовала их встречу французская королева Мария-Антуанетта, которую Роз Бертен обшивала в течение двух десятилетий.
Эта королевская модистка, получившая прозвище «министр моды», сделала Парижу славу центра стиля и красоты, став, по сути, первым кутюрье в современном понимании этого слова. Роз Бертен не только придумывала уникальные вычурные наряды, но и вместе с королевским парикмахером экспериментировала со сложнейшими прическами, которые выполнялись даже в виде парусных кораблей.
Примечательно, что Мария Федоровна, оказавшись в центре мировой моды, не посрамила чести российского Двора. В Версале она не только на равных соперничала с французской королевой блеском бриллиантов, но и на ужине во дворце «Малый Трианон» поразила искушенных французских придворных уникальной прической. Ее волосы украсила птичка из драгоценных камней, покачивающаяся при каждом движении головы и склоняющаяся над живой розой, помещенной в маленькую бутылочку с водой.
Посетив салон Роз Бертен, Мария Федоровна не удержалась и заказала у нее целый гардероб. Во время европейского турне великий князь Павел Петрович с супругой не особо ограничивали себя в расходах, а их огромные счета отправлялись на оплату Екатерине Второй. Это вызвало недовольство императрицы, и в итоге она чисто по-женски наказала Марию Федоровну. Когда великокняжеская пара вернулась в Петербург, то выяснилось, что надеть при дворе роскошные французские наряды Мария Федоровна не сможет: Екатерина Вторая объявила их вне закона, введя в употребление платья "на русский манер" с откидными рукавами. К тому же, часть счетов великой княгини на модные наряды императрица так и не оплатила.
Роз Бертен активно продвигала свою продукцию, поэтому Пандор ей приходилось изготавливать в большом количестве. Считается, что изображенная на фотографии кукла также вышла из ее мастерской. Возможно даже, что эту Пандору Мария Федоровна привезла с собой из Парижа.
Примечательно, что платье, представленное на кукле-манекене, тоже уникальное. После восхождения на престол, Павел Первый реабилитировал этот наряд и сделал его (уж не в пику ли матушке?) официальным костюмом Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины.
Пандоры, как в России, так и в Европе, имели долгую жизнь. После того, как представляемые ими наряды выходили из моды, они зачастую становились детскими игрушками, их передавали по наследству. Эту знаменитую Пандору Мария Федоровна завещала Гатчинскому дворцу, где она и хранится до сих пор.
К экскурсии:
Посетить Гатчинский дворец можно в рамках индивидуальной экскурсии в Гатчину.