Рысью по истории манежа
Санкт-Петербург/
20.10.2023 в 01:53
/ АВТОР: ВАДИМ ДРОЗДОВ
Что только на своем веку не повидал Конногвардейский манеж. В нем ржали лошади, рычали «черные маруси», погибали в неравном сражении на потеху благородной публики грызуны и даже гремели дуэльные пистолеты.
Конногвардейский манеж был возведен к 1807 году по проекту Джакомо Кваренги для выездки одноименного полка, казармы которого отстраивались по соседству. И если первоначально здесь занимались исключительно дрессурой лошадей и военными дисциплинами, то затем стали устраивать развлекательные мероприятия. Так, в 1878 году, в один из майских дней, сюда съехался весь свет Петербурга, чтобы насладиться экзотическим зрелищем – травлей крыс охотничьими собаками.
Для удобства благородной публики (половину из которой составляли дамы) в центре манежа отстроили амфитеатр в греческом стиле. Места в нем, несмотря на дороговизну (до 5 рублей), азартные петербуржцы раскупили «как горячие пирожки». На арене этого амфитеатра и сложили свои головы две сотни гладиаторов-грызунов под восторженные аплодисменты зрителей, в такт бравурных маршей военного оркестра. Героем «крысиного побоища» стала собака графа Шувалова, удостоившаяся главного приза – золотого ошейника.
Спустя 8 лет с благотворительным концертом здесь выступил маэстро Иоганн Штраус. Тогда прямо на земляной пол манежа были установлены сцена и 900 кресел. Штраус дирижировал оркестром русской императорской оперы, исполнившим его собственные произведения. Среди них – вальс «Петербургские дамы» и специально написанный для этого выступления марш «Конная гвардия».
А вот 5 марта 1908 года в Конногвардейском манеже произошло событие драматическое, которое только по счастью не стало трагедией. Здесь, по закону чести, на пистолетах, выясняли между собой отношения два высших чина императорской армии. Инициатор поединка – генерал-лейтенант Александр Фок – являлся одним из четырех офицеров, проходивших по делу о сдаче японцам 20 апреля 1904 года Порт-Артурской крепости. За месяц до дуэли трибунал вынес свое решение, и главный обвиняемый – генерал-лейтенант Анатолий Стессель – был приговорен к расстрелу, замененному 10-летним заключением. А Фок – его подчиненный, отвечавший в крепости за сухопутную оборону, – отделался только выговором. Свои нелестные комментарии в адрес Фока, вместе со Стесселем, поставившим свою подпись под актом капитуляции, тогда публично на процессе и в обществе озвучивали многие высшие офицеры. Но более всего Фока задели слова генерал-лейтенанта Константина Смирнова, который прямо обвинил его в государственной измене. При этом Смирнов, будучи комендантом Порт-Артура, сам проходил по делу обвиняемым, но был полностью оправдан. Поэтому и получил от Фока вызов на дуэль.
Примечательно, что Смирнов согласился стреляться только с одобрения начальства. В результате разрешение на дуэль было оформлено документально и завизировано самим военным министром! В качестве места поединка Конногвардейский манеж выбрали прежде всего потому, что его стены надежно защищали дуэлянтов от посторонних глаз. Стрелялись генералы с двадцати шагов. И только седьмая пуля достигла цели, предоставив оскорбленной стороне вожделенную сатисфакцию: Константин Смирнов был ранен, однако, вскоре поправился и вернулся на службу.
После революции Конный полк был расформирован, в начале 1930-х годов сгорел и сам манеж. А затем здание сменило профориентацию – его перепрофилировали под гараж ОГПУ/НКВД. Перестройка манежа была поручена репрессированному архитектору Николаю Евгеньевичу Лансере, который по обвинению в шпионаже в пользу Франции отбывал свой первый срок в «шарашке» – Особом конструкторско-техническом бюро (ОКТБ-12), находившемся в тюрьме на Шпалерной улице (в то время ул. Воинова). Лансере сделал манеж двухэтажным и пристроил пандусы, по которым затем в здание заезжали служебные автомобили чекистов ГАЗ М-1, заслужившие печальное прозвище «черные маруси».
После Великой Отечественной войны Конногвардейский манеж, сильно пострадавший в результате бомбардировок, был восстановлен. Первоначально его продолжали использовать в качестве гаража и склада, пока не решили приспособить под выставочный зал. Первое культурное мероприятие в советское время в нем состоялось в 1977 году. Это была выставка произведений ленинградских художников «Искусство принадлежит народу», посвященная 60-летию «Великого Октября».
Ключевым элементом оформления парадного фасада Конногвардейского манежа являются фигуры укротителей коней. Это уменьшенные копии Диоскуров, украшающих одноименный фонтан в Риме. Они были выполнены скульптором Паоло Трискорни и установлены в 1817 году. Любопытно, что спустя всего четверть века Диоскуров снесли со своих постаментов «по этическим соображениям». Это было сделано по требованию высшего духовенства, посчитавшего недопустимым дальнейшее нахождение обнаженных фигур напротив достраивавшегося в те годы Исаакиевского собора. И целых 110 лет – с 1844 по 1954 год – неодетые юноши «находились в ссылке» в узком Конногвардейском переулке, у зданий полковых казарм.
Конногвардейский манеж был возведен к 1807 году по проекту Джакомо Кваренги для выездки одноименного полка, казармы которого отстраивались по соседству. И если первоначально здесь занимались исключительно дрессурой лошадей и военными дисциплинами, то затем стали устраивать развлекательные мероприятия. Так, в 1878 году, в один из майских дней, сюда съехался весь свет Петербурга, чтобы насладиться экзотическим зрелищем – травлей крыс охотничьими собаками.
Для удобства благородной публики (половину из которой составляли дамы) в центре манежа отстроили амфитеатр в греческом стиле. Места в нем, несмотря на дороговизну (до 5 рублей), азартные петербуржцы раскупили «как горячие пирожки». На арене этого амфитеатра и сложили свои головы две сотни гладиаторов-грызунов под восторженные аплодисменты зрителей, в такт бравурных маршей военного оркестра. Героем «крысиного побоища» стала собака графа Шувалова, удостоившаяся главного приза – золотого ошейника.
Спустя 8 лет с благотворительным концертом здесь выступил маэстро Иоганн Штраус. Тогда прямо на земляной пол манежа были установлены сцена и 900 кресел. Штраус дирижировал оркестром русской императорской оперы, исполнившим его собственные произведения. Среди них – вальс «Петербургские дамы» и специально написанный для этого выступления марш «Конная гвардия».
А вот 5 марта 1908 года в Конногвардейском манеже произошло событие драматическое, которое только по счастью не стало трагедией. Здесь, по закону чести, на пистолетах, выясняли между собой отношения два высших чина императорской армии. Инициатор поединка – генерал-лейтенант Александр Фок – являлся одним из четырех офицеров, проходивших по делу о сдаче японцам 20 апреля 1904 года Порт-Артурской крепости. За месяц до дуэли трибунал вынес свое решение, и главный обвиняемый – генерал-лейтенант Анатолий Стессель – был приговорен к расстрелу, замененному 10-летним заключением. А Фок – его подчиненный, отвечавший в крепости за сухопутную оборону, – отделался только выговором. Свои нелестные комментарии в адрес Фока, вместе со Стесселем, поставившим свою подпись под актом капитуляции, тогда публично на процессе и в обществе озвучивали многие высшие офицеры. Но более всего Фока задели слова генерал-лейтенанта Константина Смирнова, который прямо обвинил его в государственной измене. При этом Смирнов, будучи комендантом Порт-Артура, сам проходил по делу обвиняемым, но был полностью оправдан. Поэтому и получил от Фока вызов на дуэль.
Примечательно, что Смирнов согласился стреляться только с одобрения начальства. В результате разрешение на дуэль было оформлено документально и завизировано самим военным министром! В качестве места поединка Конногвардейский манеж выбрали прежде всего потому, что его стены надежно защищали дуэлянтов от посторонних глаз. Стрелялись генералы с двадцати шагов. И только седьмая пуля достигла цели, предоставив оскорбленной стороне вожделенную сатисфакцию: Константин Смирнов был ранен, однако, вскоре поправился и вернулся на службу.
После революции Конный полк был расформирован, в начале 1930-х годов сгорел и сам манеж. А затем здание сменило профориентацию – его перепрофилировали под гараж ОГПУ/НКВД. Перестройка манежа была поручена репрессированному архитектору Николаю Евгеньевичу Лансере, который по обвинению в шпионаже в пользу Франции отбывал свой первый срок в «шарашке» – Особом конструкторско-техническом бюро (ОКТБ-12), находившемся в тюрьме на Шпалерной улице (в то время ул. Воинова). Лансере сделал манеж двухэтажным и пристроил пандусы, по которым затем в здание заезжали служебные автомобили чекистов ГАЗ М-1, заслужившие печальное прозвище «черные маруси».
К иллюстрации:
Манеж, перестроенный под гараж (тыльный фасад)
Ключевым элементом оформления парадного фасада Конногвардейского манежа являются фигуры укротителей коней. Это уменьшенные копии Диоскуров, украшающих одноименный фонтан в Риме. Они были выполнены скульптором Паоло Трискорни и установлены в 1817 году. Любопытно, что спустя всего четверть века Диоскуров снесли со своих постаментов «по этическим соображениям». Это было сделано по требованию высшего духовенства, посчитавшего недопустимым дальнейшее нахождение обнаженных фигур напротив достраивавшегося в те годы Исаакиевского собора. И целых 110 лет – с 1844 по 1954 год – неодетые юноши «находились в ссылке» в узком Конногвардейском переулке, у зданий полковых казарм.
К иллюстрации:
Статуи Диоскуров в Конногвардейском переулке
К экскурсии:
Подробно об истории Конногвардейского манежа приглашаю поговорить на индивидуальной обзорной экскурсии по Петербургу.