Cад с философским подтекстом
Царское Село/
22.02.2019 в 14:05
/ АВТОР: ВАДИМ ДРОЗДОВ
Не пугайтесь! Перед Вами не обглоданные временем кости великана, а всего лишь Фрейлинский садик Екатерининского парка Царского Села, «украшенный» для…. модного дефиле.
Этот снимок я сделал еще в июне 2017 года, когда в парке готовились к шоу арт-проекта «Ассоциации», в рамках которого свои работы традиционно представляют известные петербургские дизайнеры моды. Таким образом выглядели декорации к показу Татьяны Парфеновой, проходившему под слоганом «Жизнь как селфи на фоне бессмертия».
Творческое преображение Екатерининского парка в рамках «Ассоциаций» мы наблюдаем каждый год, но в позапрошлом году оно было незабываемым.
Татьяна Парфенова, наверное, сама бы удивилась, если бы узнала, что размышлять о вечном в этом благоухающем ароматами гламурном месте стало традицией еще в XVIII веке. Садик, первоначально названный Цветным, был разбит в конце 1780-ых годов садовником Джозефом Бушем по проекту Чарльза Камерона рядом с его знаменитым шедевром – Камероновой галерей (она слева и не попала в кадр).
Именно сюда вскорости архитектор убедил Екатерину Вторую перенести с галереи крупную скульптуру. Причем тематика этих произведений, которые были установлены как в саду, так и в открытых нишах первого этажа здания галереи, жизнерадостностью не отличалась. Здесь стояли статуи Ниобид, гибнущих от стрел Аполлона, «Умирающей Клеопатры» и другие скульптуры, напоминающие о бренности бытия и карающей руке богов.
На первом этаже здания Камероновой галереи, в очень скромных комнатах, расположились фрейлины императрицы. Тогда именно они были главными посетителями этого уголка парка, поражающего красочностью однолетних и многолетних цветов, кустарников сирени, барбариса, жасмина. Поэтому садик в 1912 году стали именовать Фрейлинским.
Правда, садик имел еще два названия. В середине XIX века здесь разместили гранитный бюст императора Александра Первого, и его переименовали в Александровский. А в первых советских путеводителях нарекли «Собачим». Причем совсем не от ненависти к императорскому прошлому. В самом центре садика тогда была установлена скульптура «Монито - собака играющая со щенком». К тому же еще в эпоху Николая Первого цесаревич Александр (будущий император Александр Второй) начал здесь хоронить своих четвероногих любимцев, причем продолжил эту традицию, став главой государства. На белых мраморных плитах можно было прочитать надписи: «Верный Муля. 1833 - 1846», «Верный Моксик. 1849 -1858», «Верный Пенч. 1867–1875»… К сожалению, они были утрачены в годы Великой Отечественной войны.
Так что кости, разбросанные по Фрейлинскому садику, отнюдь не моветон, а почти традиция.
Этот снимок я сделал еще в июне 2017 года, когда в парке готовились к шоу арт-проекта «Ассоциации», в рамках которого свои работы традиционно представляют известные петербургские дизайнеры моды. Таким образом выглядели декорации к показу Татьяны Парфеновой, проходившему под слоганом «Жизнь как селфи на фоне бессмертия».
Творческое преображение Екатерининского парка в рамках «Ассоциаций» мы наблюдаем каждый год, но в позапрошлом году оно было незабываемым.
Татьяна Парфенова, наверное, сама бы удивилась, если бы узнала, что размышлять о вечном в этом благоухающем ароматами гламурном месте стало традицией еще в XVIII веке. Садик, первоначально названный Цветным, был разбит в конце 1780-ых годов садовником Джозефом Бушем по проекту Чарльза Камерона рядом с его знаменитым шедевром – Камероновой галерей (она слева и не попала в кадр).
Именно сюда вскорости архитектор убедил Екатерину Вторую перенести с галереи крупную скульптуру. Причем тематика этих произведений, которые были установлены как в саду, так и в открытых нишах первого этажа здания галереи, жизнерадостностью не отличалась. Здесь стояли статуи Ниобид, гибнущих от стрел Аполлона, «Умирающей Клеопатры» и другие скульптуры, напоминающие о бренности бытия и карающей руке богов.
На первом этаже здания Камероновой галереи, в очень скромных комнатах, расположились фрейлины императрицы. Тогда именно они были главными посетителями этого уголка парка, поражающего красочностью однолетних и многолетних цветов, кустарников сирени, барбариса, жасмина. Поэтому садик в 1912 году стали именовать Фрейлинским.
Правда, садик имел еще два названия. В середине XIX века здесь разместили гранитный бюст императора Александра Первого, и его переименовали в Александровский. А в первых советских путеводителях нарекли «Собачим». Причем совсем не от ненависти к императорскому прошлому. В самом центре садика тогда была установлена скульптура «Монито - собака играющая со щенком». К тому же еще в эпоху Николая Первого цесаревич Александр (будущий император Александр Второй) начал здесь хоронить своих четвероногих любимцев, причем продолжил эту традицию, став главой государства. На белых мраморных плитах можно было прочитать надписи: «Верный Муля. 1833 - 1846», «Верный Моксик. 1849 -1858», «Верный Пенч. 1867–1875»… К сожалению, они были утрачены в годы Великой Отечественной войны.
Так что кости, разбросанные по Фрейлинскому садику, отнюдь не моветон, а почти традиция.
К экскурсии:
Посетить Фрейлинский сад можно в рамках индивидуальных экскурсий «Царскосельская классика» и «Царское Село: известное и неизвестное».